Вторник, 04.08.2020, 11:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Каталог статей

Главная » Статьи » Жюри » Жюри - Материалы

Актёр и режиссёр Александр Ленский

В 1909 году московский журнал «Русская мысль» приступил к публикации мемуаров великого русского актёра и режиссёра Александра Павловича Ленского. Случилось это вскоре после его смерти. Враги и друзья с трепетом открывали каждую новую книжку…

1. Когда мировая история как семейный альбом

Есть в Каневе, что под Киевом, странное кладбище. На высокой днепровской круче, у стен древнего Успенского собора устроены несимметрично отдалённые друг от друга две могилы. На камне одной выбито по-украински: «Видатний росийській актор і режисер Олександр Павлович Леньский / 1/Х 1847 – 13/Х 1908 // Від Всеросійського та Українського театральных товариств 1954 рік».* Гостям городка Канев, впрочем, как и большинству его жителей, в наши дни мало что говорит это имя. «Актёр… режиссёр… Александр Павлович Ленский?.. Что-то знакомое. Ах да, имя пушкинское!..»

Помнится, впервые оказавшись в Каневе в 1977 году, я несколько удивился: полвека между датой смерти и годом установки памятника. В промежутке («до революции» и «после Сталина») прошлись по Руси несколько эпох плугом, стерев тысячи кладбищ и породив новые, многие… Любопытство наше бывает чаще праздным, нежели деятельным, а удовлетворяется, если суждено, в свой срок.

В свой срок я и заглянул в газету «Кiевлянинъ» от 16 октября 1908 года, в ней был помещён некролог, который завершался словами «А.П. Ленский скончался на 61-м году. Прах А.П. Ленского отправлен 14 октября из Москвы для погребения в его имении под Киевом (в Каневском уезде). Покойный завещал не возлагать венков на его гроб».
Умер в Москве, привезли хоронить в Канев, завещал венков не возлагать… Особая привязанность? Прихоть? Обида?..

В следующем выпуске «Киевлянина», от 17 октября, была помещена заметка с выделенным названием: «Перевезение тела заслуженного артиста Императорских театров А.П. Ленского. Вчера, 16 октября, в 6 часов утра, почтовым поездом из Москвы привезено было в Киев тело скончавшегося 13 октября в Москве заслуженного артиста Императорских театров и главного режиссёра Малого театра А.П. Ленского. Тело А.П. Ленского сопровождали из Москвы родственники, а так же артист Императорских театров А.И. Южин (князь Сумбатов). На вокзале тело А.П. Ленского было встречено родственниками покойного, живущими в Киеве, а также некоторыми друзьями и почитателями его таланта. С вокзала печальная процессия после литии направилась к пароходной пристани, где гроб с телом покойного был установлен на специальный пароход, отошедший от пристани в начале 9 часа утра. Пароход доставил прах А.П. Ленского в принадлежащее ему имение «Селище», расположенное на берегу Днепра, недалеко от Канева, где тело будет предано земле.

Вчера в 3 часа пополудни, в Александро-Невской церкви (киевский храм уничтожен в 1934-м. – Авт.) была отслужена панихида по А.П. Ленском. На панихиде присутствовали некоторые артисты и артистки драматической труппы театра «Соловцов» и почитатели таланта покойного».
О Ленском оставили воспоминания десятки мемуаристов. Он дружил с А.П. Чеховым, в книгах К.С. Станиславского имя Ленского встречается не раз. А вот сердечные слова А.А. Яблочкиной («75 лет в театре»): «Тонкий режиссер, чудесный актер, прекрасный скульптор и художник, знаток музыки и певец, он обладал многогранным сценическим даром. Мария Николаевна Ермолова ставила Ленского выше всех русских актеров — её современников... » И: «С Ленским умерло всё. Умерла душа Малого театра... Он всю жизнь и душу вложил в искусство, и чем же отблагодарило его «благодарное потомство»! Его обливали помоями, его травили свои же, его изводила контора… Он умер, и больше ничего нет» (М. Н. Ермолова, частное письмо).
А.П. Ленский родился 1 (13) октября 1847 на юге, в Кишиневе, в доме князя Павла Иванович Гагарина. Матерью его была гастролировавшая в Одессе оперная певица Ольга Вервициотти, корсиканка, подданная Великобритании. Родители не состояли венчанном браке…
Судьба вела на сцену.

Дед Ленского, князь Иван Алексеевич Гагарин (1771-1832) состоял в репертуарном комитете Императорских театров и вторым браком был женат на бывшей крепостной, актрисе Екатерине Семёновой. Семёнова – известный поэтический адресат Пушкина, о ней он писал и в статье «Мои замечания об русском театре»... Пушкин бывал в доме Гагариных, подарил ей своего «Бориса Годунова»: «Княгине Гагариной от Пушкина – Семёновой от сочинителя».
Отец Александра Павловича, князь Павел Иванович Гагарин (1798-1872) при губернаторе графе М.С. Воронцове привёз в Одессу крепостных артистов, организовал оркестр и театр, создал театральную школу, в которой преподавались музыка, драматическое искусство, языки, танцы… Средств не экономил. При этом все его предприятия не были коммерческими, но создавались лишь для души и искусства. Он был добряк, вдохновенно играл на скрипке, он был художник в широком смысле… О подобном явлении Достоевским сказано: «Я б сузил». Вот и его братья через суд оформили над ним, старшим в роде, опекунство. Венчание на Ольге Вервициотти, по примеру отца, женившегося на актрисе, стало невозможно… В разных местностях России росли три поколения детей от трёх поколений его жён.

Отправляясь в путешествие по русской истории, даже хоть и в самое скромное, каждый при случае может убедиться, что история – это наш общий семейный альбом. Эту мысль мы проясним чуть позже, а пока скажем, что после смерти матери, когда его отец, уже совсем немолодой человек, впал в нищету, семилетнему Александру выпало жить в московской артистической семье. «Меня приютила семья артиста императорского Малого театра Корнелия Николаевича Полтавцева», - пишет Ленский. Женат Полтавцев был на внебрачной дочери Павла Ивановича Гагарина, сводной сестре Ленского, актрисе Елизавете Павловне Макаровой, окончившей когда-то отцовскую театральную школу. При рождении она получила фамилию матери. Для любителей лабиринтов русского быта скажем, что родным братом Елизаветы Макаровой, следовательно, и единокровным братом Ленского, был русский философ, автор «Философии общего дела» Николай Фёдорович Фёдоров (1828-1903), которого в семье Полтавцевых звали Николаем Павловичем. Фамилию и отчество Фёдоров получил по имени крёстного. Полтавцев был успешным артистом, безбедным. Но Ленский жил в его доме «в качестве сироты без роду и племени», где с ним не церемонились, гоняли с поручениями хоть и на окраину Москвы, не учили, одежд не покупали. На уроках сына Полтавцевых он присутствовал, когда других дел не было… При случае, оказавшись в театре, Александр «не спускал глаз со сцены». А на сцене той поры творили великие Щепкин и Самарин. Занятый своей актёрской судьбой, Полтавцев почему-то остался равнодушен к дарованиям Александра: тот здорово рисовал и лепил. А по поводу возможной театральной будущности сообщил, что хорошего актёра из него не выйдет: лицо некрасивое… Но Александр уже напитался театром.

В 18 лет (это 1865 год) Александр Павлович решил переменить судьбу и отправился из Москвы во Владимир, к другой своей единокровной сестре, законной дочери князя Гагарина, Зинаиде Павловне, которая была замужем за подполковником Иосифом Александровичем Тришатным, служившим в ту пору на Кавказе.
Была зима, свистел морозный ветер, он был плохо одет, в руках держал узелок. «Не могу передать, как трогательно встретила меня сестра Зина, - писал он через годы. - Не знала, куда посадить, чем накормить!.. Пеняла, что я не дал знать о моем приезде, - она выслала бы за мной экипаж, и мне не пришлось бы блуждать ночью в незнакомом городе…» Вскоре Александр Павлович уже разъезжал по Владимиру в санях барином, в хорошей шубе.
Кто сказал, что родственников у нас несколько больше, чем мы себе представляем?.. Это очень верно замечено. Не нам скорбеть о чужих грехах, может, и исповеданных давно.
Для меня (автора этих строк) было как бы внутренней сенсацией узнать, что Зинаида Павловна Тришатная, урождённая княжна Гагарина, является единокровной сестрой философа Н.Ф.Фёдорова и артиста А.П.Ленского. Дело в том, что моя мама, Тришатная Елена Александровна (1916-2007), как я однажды вывел из архивных бумаг, состояла с ними в отдалённом родстве. Родство – через Тришатного Александра Львовича (1785-1852), моего прапрапрадеда, героя Бородина, чьё имя выбито на стене Храма Христа Спасителя. В мемуарах Ленского по семейному необыкновенно тронул вот какой пассаж: «Сестра повела меня в детскую, где в чистенькой кроватке под кисейным пологом спал, разметав полненькие ручки прелестный ребенок – её первенец Серёженька…» Глазами Ленского мы увидели младенца, который в будущем, через сорок лет, во время антирусской революции 1905 года станет организатором боевых дружин Союза Русского Народа, Сергея Иосифовича Тришатного (7.3.1865 – после 1920-го).
Во Владимире сбылась мечта юного Ленского, его приняли в театральную труппу…

2. Уход по-царски

Не лишено любопытства то, что театральное имя «Ленский» было взято им не напрямую «у Пушкина», а как бы через звено – имя принято в честь драматурга-водевилиста Дмитрия Тимофеевича Ленского (Воробьёв, 1805 – 1860), который, скрывая в юности от родителей своё присутствие в театральном мире, взял имя убитого в романе поэта. Дмитрий Ленский нам безусловно известен как автор водевиля «Лев Гурыч Синичкин» и как автор слов пронзительного романса Александра Алябьева «Нищая» (перевод из Беранже): «Зима. Метель. И в крупных хлопьях, / При сильном ветре, снег валит. / У входа в храм одна в лохмотьях / Старушка нищая стоит…» В каком-то его водевиле, а было их у Д.Ленского сотни, и дебютировал Александр Павлович… Театральный псевдоним со временем стал и официальной его фамилией.

Александр Ленский 10 лет работал в провинциальных театрах, где и снискал себе славу хорошего артиста, а в 1876 году он перебрался с семьёй в Москву. Его пригласили в императорский Малый…

Ленским сыграны сотни разноплановых ролей, в их числе Ромео, Гамлет, Дон Жуан, Фауст, Фигаро, Отелло, Ричард, Чацкий, Глумов, Паратов…

Гастролируя в Киеве в 1878-79 годах, он принял участие в создании там театрального общества.
Ленский был необыкновенно литературно одарён, остаётся искренне сожалеть, что писание мемуаров остановлено им на начале своей театральной деятельности.
Образец. Воспоминание о старом суфлёре, незабываемая сценка: «Василий Петрович сидел в своей будке трезвый, но мрачнее тучи, и хрипло подсказывал стихи. Из-под нависших бровей он бросал свирепые взгляды на Ральфа, репетирующего Ермака… И вот, когда подошла сцена, в которой Ермак узнаёт в Марии свою дочь, и Ральф во всю глотку заревел «Дочь!..» - Василий Петрович с шумом захлопнул книгу, вылез из будки, подошёл к Ральфу и, злобно глядя ему в глаза, прошипел: «Ах, оставьте, что вы-с!.. Я Мочалову суфлировал!.. Павел Степанович не орал-с, шёпотом произносил: дочь!.. и весь театр замирал-с!.. Да-с!» И на воспалённых глазах Василия Петровича навёртывались крупные слёзы. «Ах, оставьте, что вы-с!..» - закончил он и, нарисовав указательным пальцем под носом у Ральфа какой-то крендель, быстро ушёл из театра».

В течении трёх десятков лет на сцене Малого Ленский без замен играл Фамусова, попадание в образ было столь точным, что современники никого другого и представить не могли в этой роли (Станиславский в Художественном лишь в 1925 предпринял попытку, но помнившие «Горе от ума» в Малом оставили победу за Ленским). Ровно двадцать лет, с момента открытия Драматических курсов Московского театрального училища в 1888 году, Ленский преподавал «Практику драматического искусства», душу вкладывая во всё талантливое (или кажущееся таковым). В год его смерти, в 1908-м, шестьдесят процентов огромной труппы Малого театра – его ученики…

О его игре скажем здесь лишь вот что.
Сохранился рассказ о последнем выходе Ленского на сцену. Он играл в дуэте с Ермоловой, роль была почти без слов. Он слушал… Но как Ленский слушал! Один из зрителей был глухонемым, он плакал, неотрывно наблюдая его лицо, на котором отражалось произносимое Ермоловой.

В своих исканиях по созданию режиссёрского театра (традиционным был актёрский) Ленский шёл впереди Станиславского и Немировича-Данченко, но не обладал их ресурсами, их свободой. «Контора», которую упомянула Ермолова в цитированном письме - Контора императорских театров, - учреждение чиновничье… В какой-то момент Ленский, которого в 1907 году начальство и артисты уговорили стать главным режиссёром, оказался явно между молотом и наковальней. На него ополчились все. Чиновники и его бывшие ученики объединились, устроили травлю. Артисты искали себе хороших ролей, писали жалобы, обвиняя его, что он делает из артистов марионеток, превращая Малый в Художественный… Один из начальников, по воспоминаниям А.И. Южина, «доходил до такой степени клеветнического восторга, что доносил на Ленского директору, будто он берёт взятки с актрис сладкими пирожками…». Малый превратился в бурлящий котёл, в газетах помещались лживые статьи…
По большому счёту конфликт в Малом – это отголосок всеохватной надвигающейся катастрофы. Разве лишь в театре всем хотелось ведущих ролей? Вскоре откроется, что и в армии солдаты возжелают возвыситься над офицерами, а некоторые священники решат, что Церковь тоже нуждается в демократическом обновлении…

Когда он понял, что из театра ушло святое отношение к искусству, он написал заявление об уходе.
И всем стало страшно.

Высшее театральное начальство предложило ему необыкновенно выгодные условия: шесть тысяч в год (сумма огромная), постановку спектаклей, другие блага. Ученики подписали письмо, составленное Яблочкиной, уверяя его в своей любви.
От всего отмахнулся. Он уже увидел нацеленные на него глаза измены, рожу измены… Александр Южин, его друг и родственник (Южин, Ленский, Нимирович-Данченко женаты на сёстрах Корф) описал его ответ: «Нет, Сашура, ни к кому я не поеду. Мне этот театр, со всеми их рожами, до того опротивел… когда я сегодня утром проснулся и почувствовал, что всему этому конец, что я свободен…» Южин отмечает, что лицо его при этом сделалось «совершенно детски ясным и милым». Ленский всё понял. Поэтому и не надо венков…
Желающих погрузиться в контекст личных отношений той поры отошлём к литературным источникам**.

Он просто взял и умер.

На Брянский вокзал (в 1934 переименован в Киевский) проститься с Ленским пришли Станиславский, Немирович-Данченко, труппа Художественного театра; была отслужена лития…
Похоронили Ленского по его распоряжению на кладбище в селе Селище. Небезынтересно, что при предыдущих владельцах это старинное село, расположенное в местности, которое ныне известно как Тальбергова дача, переименовалось в Эдем; хозяева его, носящие имена Адам и Ева, называли рождающихся своих детей в библейской последовательности, но, кажется, с пропуском «Каин».

Всё ушло под воду.

«Почти полвека спустя, в 1955 году, - рассказывает в своих мемуарах актриса Наталья Алексеевна Белёвцева (1895 - 1974), знавшая Ленского с девятилетнего возраста, - я была командирована в город Канев на перезахоронение праха Александра Павловича. В этом прелестном уголке Украины Ленский проводил отпуск в последние годы своей жизни. Наша делегация — представители ВТО и я от Малого театра — должна была присутствовать на процессе перезахоронения. Могила Александра Павловича на берегу реки была сильно размыта. Переложив останки в новый гроб, мы перенесли его в Канев, где ныне в центре города, в парке на высоком берегу Днепра, находится памятник прославленному деятелю Малого театра… Прежде чем покинуть Канев, мы еще раз посетили имение Ленского, осмотрели дом и созданные артистом рисунки, скульптуру. В этих
Могила А.Ленского в Каневе работах — одиночных и групповых фигурках, в набросках окружающей природы, в эскизах костюмов, декораций, гримов — чувствовался не только талант, но и знание эпох, стилей, умение найти характер человека. По дому и имению нас водил бывший садовник Ленского, глубокий старик, проживший тут всю свою жизнь. Он с большой любовью вспоминал своего хозяина, много о нем рассказывал и подчеркнул, что незадолго до смерти Александр Павлович с тяжелым чувством покидал свой любимый уголок, уезжая в Москву. «Жил бы здесь, так, может, и не помер так рано», — сказал он сокрушенно. Мы уехали из Канева с обновлённой тоской и уважением к «первому из первых», как называли Ленского его товарищи по театру».
____
2009
Категория: Жюри - Материалы | (01.07.2010)
Просмотров: 2828 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0